Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо
+7 (499) 390-04-01 +380 (66) 497-55-55 Обратный звонок
[X]

Заявка на обратный звонок

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Заказать тренинг

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

[X]

Консультация по Lotrič

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Онлайн или оффлайн? Осмысления опыта 2017

В ритейле наступило время трансформации. Как пишут аналитики компании Deloitte в своем исследовании, выжимку из которого мы приводим тут, покупатель сейчас «пересел в водительское кресло», то есть однозначно является законодателем тенденций в розничной торговле. Бизнес ничего не может ему навязать, и вынужден следовать на его желаниями и все быстрее растущими возможностями. Победил ли в этой борьбе интернет? 

Исследование Deloitte  охватывает 250 крупнейших ритейлеров и основывается на общедоступных данных, в том числе на их отчетах о финансовой деятельности. Отдельно анализируются 50 самых крупных ритейлеров и те, кто за последний год сумел ворваться в топ-250. В частности, в исследовании упомянуто, что первые пять ритейлеров сохранили свои позиции за последний год. Продуктовый ритейл (или, если шире, FMCG) по-прежнему безоговорочно лидирует в мире розничной торговли, как с точки зрения выручки (две трети совокупной выручки в топ-250), так и с точки зрения количества ритейлеров (135 из 250).

Аналитики Deloitte утверждают, что в мире розничной торговли сейчас доминируют следующие четыре тренда:

  1. Развитие цифровых компетенций и возможностей

  2. Комбинирование оффлайн и онлайн продаж (brick and clicks), которое может позволить традиционным ритейлерам наверстать потери, которые они понесли из-за того, что несвоевременно среагировали на наступление онлайна.

  3. Создание уникального опыта при посещении покупателем оффлайн-магазина.

  4. «Переизобретение» ритейла при помощи самых современных технологий.

Развитие цифровых компетенций и возможностей

Онлайн-ритейл продолжает наступать. Только в США за 2017 год было закрыто 6.885 розничных магазинов, что стало абсолютным рекордом. Аналогичные процессы происходят практически во всех частях света. Однако сказать, что розничная торговля полностью уходит в Интернет, тоже нельзя. Процесс выбора, оценки, изучения и собственно покупки – это непрерывный и сложный процесс, в ходе которого потребитель иногда по несколько раз переключается между онлайновыми и оффлайновыми каналами.

В 2016 году, в отчете The New Digital Divide аналитики Deloitte отмечали, что цифровое взаимодействие с потребителем оказывает влияние на 56 центов из каждого доллара, потраченного покупателем в физических магазинах, в отличие от 36 центов всего 3 года назад. Более того, как говорится в исследовании Deloittes The Omnichannel Opportunity study, покупатели, использующие различные методы выбора, включая онлайн, мобильный телефон и посещение обычных магазинов, тратят более чем вдвое больше тех, кто просто посещает оффлайновые магазины. Это означает, что розничные операторы должны очень аккуратно и скрупулезно выстраивать различные каналы взаимодействия с потребителем, независимо от того, где в итоге случается покупка – в самом магазине или на его сайте. Создание для покупателей нового потребительского опыта, основанного на «бесшовном» переключении с канала на канал – это не просто что-то, что хорошо бы иметь в компании и чем можно гордиться, это must have. И это причина того, что по всему миру ритейлеры очень активно инвестируют в онлайн и цифровые технологии. Но не только оффлайновые ритейлеры спешат в онлайн, набирает обороты и обратное движение. Amazon открывает книжные магазины на Манхеттене, запускает Amazon Go без сотрудников и покупает сеть Whole Foods Market из 450 физических магазинов.

Комбинирование онлайн- и оффлайн продаж

Недавнее исследование показало, что онлайн-продажи продуктовых магазинов выросли на 30% за последние 5 лет. Лидирующие страны – Китай (+25%), Южная Корея (+41%), Великобритания (+8%), Франция (+7%). У Японии и США – по 7%. Китай – абсолютный лидер в области онлайн- и мобайл-торговли. Среди трех самых быстрорастущих ритейлов страны – два онлайн-магазина, Vipshop и JD.com. Самый большой ритейлер в мире, сеть WalMart, дала ясно понять, что ecommerce стал одним из ключевых направлений стратегии развития. Компания инвестирует миллиарды в Grocery Online, проект, совмещающий интернет-продажи и покупки с возможностью забрать товар в магазине. Как пишут аналитики Deloitte, WalMart пытается использовать всю мощь своей огромной сети, чтобы «поженить» оффлайн и онлайн и обогнать Amazon. В частности, недавно WalMart запатентовала технологию, которая поможет покупателям во время онлайн-шоппинга выбирать на экране компьютера конкретные овощи и фрукты и откладывать их в свою «корзину».

Французская сеть Auchan и китайская платформа Alibaba соединяют свои компетенции в обычной и онлайновой торговле соответственно, чтобы выгодно совместить опыт и возможности Alibaba в Интернете с разветвленностью сети Sun Art Retail Group, принадлежащей Auchan, в Китае. Подобные коалиции, стратегические партнерства и совместные предприятия возникают по всему миру. Например, Amazon расширил свое партнерство с британской сетью Morrison’s, чтобы обеспечить доставку продуктов питания покупателям в Лондоне в течение часа.

Создание уникального потребительского опыта

Традиционный ритейл пока никуда не исчез – 90% покупок во всему миру по-прежнему осуществляются в обычных магазинах. Но чтобы конкурировать с удобством покупки онлайн, и, что хуже, с «бесконечной полкой» интернет-магазинов, крайне важны эмоции, которые покупатели получают в процессе посещения обычных магазинов. И в этой связи аналитики Deloitte особо отмечают Apple Stores и Nike Retail, называя их «золотым стандартом».

Другие ритейлеры тоже ищут способы сделать потребительский опыт более эмоциональным и развлекающим, а также фокусируются на удобстве покупок и сервисе. В частности, продуктовые магазины, скорее, превращаются из «рядов полок» в сервис-провайдеров, обеспечивающих покупателям решения – в вопросах сбалансированных покупок продуктов, здорового питания, и все это происходит прямо в магазине. В частности, некоторые сети устанавливают прямо в магазинах небольшие медицинские посты, где пользователи могут получить консультации по диете и правильному питанию. Американская сеть супермаркетов HyVee вступила в партнерство с сетью фитнес-центров OrangeTheory, чтобы открыть часть залов прямо в супермаркетах и интегрировать тренировки и покупку продуктов для здорового питания. В Великобритании сеть Debenhams тоже ищет варианты коллаборации с фитнес-центрами. Фирменный магазин Lowe делает ставку на уникальных консультантов в торговых залах. А такие магазины, как Inditex (бренд Zara), H&M и японская Fast Retailing (Uniqlo) вообще не делают, по крайней мере пока, больших шагов в онлайне, они успешно находят способ расти двузначными темпами в последние 5 лет за счет того, что они сократили цифр разработки новых товаров до в среднем пяти недель, что существенно ниже средних по отрасли шести месяцев. Благодаря этому они создают ощущение постоянной новизны и продают качественные и модные товары по доступным ценам, что резко отличает их от традиционных одежных ритейлеров.

«Переизобретение» ритейла при помощи новых технологий.

Еще никогда в истории технологические новинки не оказывали такого мощного влияния на ритейл, причем большинство из них появилось и развилось в очень короткий срок и в последнее время. Интернет вещей, AR и VR, роботы-помощники – все это быстро меняет облик современной торговли.

Amazon Echo, Echo Dot, Google Home это не просто умные помощники. Устройства от Amazon позволяют делать покупки в этом магазине при помощи голосовых команд. Неудивительно, что Amazon и его «умная помощница» Алекса заняли 68% рынка умных говорящих помощников (правда, рынок сам по себе пока мал, и тем не менее). Echo уже появилась в Канаде, на очереди Австралия. В ответ WalMart стал партнером Google с его Home, а недавно к этому партнерству подключились также Home Depot и Target. IKEA уже тестирует AR и VR для расширения потребительского опыта в магазинах мебели, а немецкий Saturn – в магазинах бытовой техники и электроники. Испанский винный магазин El Corte Ingles предлагает посетителям погрузиться в виртуальный винный мир.

Роботов, работающих внутри магазинов, сейчас тестируют сразу несколько ритейлеров. Например, WalMart и Ahold Delhaize используют роботов для сканирования полок, выявления пустых мест и выкладки товаров. LoweBot assists в магазинах Lowe помогает покупателю найти нужный товар. Российская сеть «Лента» использует «промоботов» в своих магазинах. Но, разумеется, наибольшее внимание специалистов привлек «магазин без продавцов и кассиров», Amazon Go, хотя его работа пока не доведена до совершенства. Аналогичные проекты в пилотном режиме запускают Suning в Шанхае и датская сеть Coop.

Полный текст исследования Deloitteтут

Смена парадигмы розничной торговли вынуждает компании быстро меняться и разрабатывать новые стратегии. Если и вам нужна новая стратегия – мы разрабатываем стратегии для розничных компаний. Подробности  тут  

 

DSC00324-2

Святослав Бирюлин

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:

facebook Twitter Viber LinkedIn_icon 

[X]

Подать заявку на консультацию

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!

Настоящим соглашаюсь на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности

Подать заявку на консультацию