Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо

Об эффективном использовании активов

Авиакомпании-лоукостеры могут продавать билеты дешево не просто потому, что не предлагают питание на борту. Секретов низких цен несколько – новые самолеты одной марки, чтобы легче и проще чинить, удаленные аэропорты, продажа билетов только онлайн и т.д. Но самой важной для лоукостеров является максимизация времени использования актива, или повышение уровня утилизации (в английском utilization в первую очередь означает «использование», а не «выброс в утиль»).
Принцип повышения уровня утилизации прост. Самолет зарабатывает деньги для авиакомпании только тогда, когда перевозит пассажиров, то есть в воздухе. На земле он только тратит деньги. И потому работа эффективной наземной службы хорошего лоукостера напоминает пит-стоп в «Формуле 1». Команда должна как можно быстрее заправить и загрузить самолет, прибрать в салоне, получить все необходимые документы и т.д. Чем меньше времени самолеты компании проводят на земле, тем выше прибыль авиакомпании. На написание этого поста меня вдохновили полеты самолетами авиакомпании «Победа», которой, по моим наблюдениям, еще предстоит освоить эту сложную науку. Это, кстати, куда сложнее, чем кажется.
Но этот принцип применим не только к авиакомпаниям, а к любым активам любых бизнесов. Если у вас есть станок, и он работает только 8 часов в день по будням, то 128 часов в неделю он тратит ваши деньги и только 40 в неделю – зарабатывает. Добейтесь круглосуточной загрузки станка, и экономика вашего предприятия может значительно улучшиться.
Столик в вашем кафе или в вашей парикмахерской зарабатывает деньги только тогда, когда на нем сидит клиент. Пустой стул только тратит ваши деньги. Если ваш сотрудник (а сотрудники – это тоже актив) работает только 6 часов из восьми, то 2 часа в день он не просто отдыхает – он тратит ваши деньги. Кстати, последнее часто случается вовсе не из-за лености сотрудников, а ввиду скверной организации труда. Ваш офис, ваш цех, ваш склад, даже если они просто сняты в аренду – это тот актив, который приносит прибыль только пока работает. Однако этот простой с виду принцип применяется реже, чем стоило бы.
Конечно, если в ваш круглосуточный магазин ночью придут только два покупателя, на ночь его все же лучше закрыть. B2B-клиенты тоже вряд ли захотят массово грузиться на вашем складе после полуночи (хотя бывают и исключения). Но в этом случае вы должны определить оптимальное время работы вашего ресурса, но проследить, чтобы уж в это-то время он точно был загружен до предела. Кресла в ваших кафе или парикмахерских должны быть заняты как можно больше. Поэтому рестораны вводят бизнес-ланчи, а парикмахерские – утренние скидки для пенсионеров.
Но в случае с производством круглосуточная работа часто оказывается оправданной целью, иногда – путем снижения цены. Нам часто приходилось видеть простаивающие цеха, владельцы которых не хотели снижать цены на свой продукт и предпочитали сокращать время работы производства. С их точки зрения, они таким образом сохраняли маржинальность продаж, не желая, как они выражались, «просто лопатить товар без прибыли». Спору нет, повышение маржинальности продаж – благая цель для любой компании. Но иногда незначительное снижение цены, если оно способствует существенному росту загрузки производства, может существенно улучшить экономику бизнеса. Особенно это заметно тогда, когда постоянные издержки на содержание производства (аренда, амортизация, зарплата обслуживающего персонала, кредиты и лизинг и т.д.) высоки. Чем больше цех выпустит продукции, тем меньше будет удельная себестоимость, то есть постоянные издержки будут распределяться на большее количество продукции. А снижение себестоимости дает возможность снижать цены без потери дохода. Поэтому часто стоит сначала снизить цены и загрузить цеха, а уже потом думать, как повысить маржинальность за счет новых продуктов.
Разумеется, в бизнесе нет (или очень мало) универсальных принципов, из любого правила есть исключения. Например, ресторану высокой кухни опасно снижать цены ради повышения наполняемости, это может негативно сказаться на его репутации. Повышение загрузки актива не может и не должно быть самоцелью. Но думать в этом направлении полезно, а конкретные решения нужно принимать на основании расчетов, которые обычно не требуют специальных знаний или программ.

Святослав Бирюлин