Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо

О компетенциях

Российский бизнес родился в эпоху дефицита, а мужал в эпоху рыночного роста. В некоторые периоды рост рынков был настолько быстрым, что компании сталкивались с дефицитом квалифицированных кадров. Обманывать налоговую было легко, и это делали все. Становление российского бизнеса пришлось на эпоху всеобщей компьютеризации – компьютеры стоили все дешевле, для них появлялось все больше удобных и простых программ. При этом, как часто бывает в эпоху «дикого капитализма», по рынку, помимо честных бизнесменов, шатались проходимцы и жулики.

Эта внешняя среда определила сегодняшнее лицо российского бизнеса, привыкшего работать в таких условиях. Она определила компетенции, которые российский бизнес наращивал в первую очередь. Это были:

– Бухучет. Сдавать какую-никакую отчетность нужно было всегда. Оптимизировать налоги тоже. Поэтому с этим справляются все компании, и на рынке труда полно грамотных бухгалтеров.

– Юриспруденция. В отличие от запада, в России юристы есть даже в компаниях из 30 сотрудников. Юристов много, выбор на рынке труда большой.

– Управление персоналом. В 90-е предприниматели считали самым эффективным методом управления подчиненными командирский голос, но жесткий дефицит кадров вынудил их пересмотреть свои позиции. HR-ы в российских компаниях и на рынках труда есть.

– IT. Наверное, в каждом кооперативе, в каждом ИП есть IT-директор или хотя бы сисадмин.

– Логистика. Поскольку страна ничего толком не производит, специалистов по импорту здесь пруд пруди. Дорогое топливо вынудило искать пути повышения эффективности транспортной логистики. Со складской логистикой пока все не так радужно, а управлять запасами умеет еще мало кто.

Однако непрерывный рост рынка, смягчающий остроту конкурентной борьбы, снижал требования к качеству продукта (услуги) и гарантировал сбыт. Это привело к тому, что в российском бизнесе крайне слабо выражены следующие компетенции:

– Маркетинг. Некоторые считают, что у нас его просто нет, и не так уж они далеки от истины. Маркетинг как наука о потребителе не была востребована на растущем рынке (зачем тебе маркетинг, когда у тебя очередь), маркетологов на рынке труда – кот наплакал.

– Продажи. Именно не отгрузки, не умение ответить на звонок, принять факс, обработать заявку – а активные продажи в виде звонков, выездов, презентаций, проведения переговоров и т.д. По рынку труда бродят «опытные» коммерсанты, не способные ничего продать на затоваренном, кризисном рынка – даже самих себя.

– Производство. Опытных производственников (не начальников цехов и не бригадиров, а образованных и опытных специалистов по управлению производством) на рынке труда просто нет. Если вам нужен, допустим, директор по производству товаров из пластика, в лучшем случае вы найдете специалиста по пластику. Но если вы захотите найти такого, кто знает, как управлять производственными цепочками и повышать их эффективность (независимо от того, что выпускает цех), то ваша задача значительно усложнится.

– Сервис. Это кажется диким, когда в условиях тяжелого падения спроса кто-то хамит потребителям, не выполняет работу в срок, не перезванивает вовремя или не перезванивает вовсе, игнорирует ваши мейлы и т.д., но это происходит повсеместно. Все мы сталкиваемся с плохим или ужасным сервисом на каждом шагу, и в стране пока очень мало людей, способных сделать так, чтобы каждая мелкая сошка в компании, общающаяся с клиентом, любила его как родную мать.

– Финансы. Считать прибыль научились все, а вот управление оборотным капиталом – пока китайская грамота для малого и среднего бизнеса.

– Управление запасами. В эпоху роста ситуация, когда склад полон, а торговать нечем, была еще терпимой. Но в ситуации стагнации и на фоне дорогих и недоступных кредитов замораживать капитал в стоках – самый короткий путь к смерти. Короче даже плохого сервиса. Но управлять этим умеют немногие.

Но условия уже изменились и еще изменятся в будущем. К этому пока почти никто из предпринимателей пока не готов, они как-то все ждут «окончания кризиса». Но рост, даже когда он снова возникнет, уже никогда не будет таким быстрым. И потому в ближайшие несколько лет российский малый и средний бизнес разделится на две категории:

1. Тех, кто быстро сообразит что к чему и освоит недостающие компетенции из второго списка.

2. Тех, кто обанкротится в течение ближайших пяти лет.

Святослав Бирюлин