Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо

Есть такая профессия – собственник

Собственники российского бизнеса часто жалуются на непрофессионализм генеральных директоров в России. Мол, настоящего генерального директора сложно найти, и он редко так же заботится о бизнесе, как делал бы хозяин. Отчасти, конечно, они правы, но они забывают (а, точнее, не знают) о том, что собственник бизнеса – это профессия, которой необходимо овладевать и в которой необходимо совершенствоваться. И что профессиональный, мотивированный и ориентированный на результат директор будет только у профессионального собственника.

Прежде всего желающий стать профессионалом собственник должен свыкнуться с мыслью, что генеральный директор – это обычный сотрудник в том смысле, что мотивация у него, как у любого сотрудника, не возникает сама собой. Мотивация подчиненных – задача руководства, мотивация ГД – задача акционеров. И что выплата зарплаты или даже бонусов не является сама по себе мотивацией. Генеральный директор – живой человек, причем, если он дорос до этой должности, амбициозный и гордый. Такие люди часто трудно переносят критику и любят, чтобы результаты их труда были признаны окружающими, в том числе (а иногда и в первую очередь) руководством. Толстая пачка денег – плохая замена доброму слову.

С другой стороны, генеральный директор – не обычный сотрудник. На нем не просто большая ответственность, она больше, чем у любого из его подчиненных, в несколько раз. Директор по логистике отвечает за логистику, директор по HR за персонал, а генеральный директор за все. Любой промах, любая ошибка его подчиненных отражаются на нем. Результаты его труда зависят от усилий людей, многих из которых он никогда не увидит (если речь идет о крупной компании). Ему приходится подписывать финансовые документы и отчетность. Он несет ответственность за технику безопасности. Все это создает мощный психологический фон, ГД работает в условиях постоянного стресса. Собственники, когда сами управляли бизнесом, тоже испытывали это на себе. Но, во-первых, собственник в нормальных условиях зарабатывает больше. А, во-вторых, ГД, в отличие от акционера, остается наемным лицом, которое могут уволить любой момент, просто по прихоти начальства. Это только усиливает стресс. Иными словами, ГД работает в более жестких, чем собственник или другие наемные сотрудники. Собственники часто считают иначе, полагая, что их риск выше – они ведь рискуют бизнесом, а наемные сотрудники только должностью и окладом. Но нельзя забывать, что юридическая ответственность генерального директора выше, он ставит подпись на документах, и, при определенных условиях, может быть привлечен к административной или даже уголовной ответственности.

Кроме того, акционеры глубоко ошибаются, что наемные директора это на самом деле предприниматели, которым просто не хватило духу открыть свое дело. Предприниматель и управленец – это две совершенно разные роли, и мало кому удается их совмещать. Да, некоторые управленцы никогда, вероятно, не создадут свой бизнес. Но и предпринимателей, являвшихся одновременно хорошими управленцами, я в своей жизни видел крайне мало. Поэтому генеральный директор не заменяет собственника, а дополняет его. В компаниях, где ГД и владельцы успешно распределили роли и устранили конфликты, ГД играет, скорее, роль партнера (независимо от наличия акций) со своим набором обязанностей.

Генеральный директор устроен сложно. Это личность – никому другому вы в любом случае не доверите свой бизнес. И к этой личности нужно относиться с уважением, это основа мотивации. Тот факт, что собственник платит директору зарплату (а не наоборот) не может служить основанием для пренебрежительного отношения, публичной критике, нежелания видеть заслуги. Собственник должен доверять директору. Отсутствие доверия разрушает любые отношения – дружеские, семейные и профессиональные. Доверие не означает отсутствие контроля. Но контроль должен осуществляться через понятные, обсужденные «на берегу» прозрачные процедуры.

На опыте своих кейсов построения систем управления в компаниях мы составили список того, что делает эффективно управляющий своим директором собственник: – Заключает с ГД контракт, пусть и «понятийный», в котором оговорены не только задачи, полномочия и условия вознаграждения, но и обязанности сторон при расторжении контракта. Директор, знающий, что его не выкинут внезапно на улицу без денег, даже если он не нанес ущерба бизнесу, будет работать куда эффективнее. – Четко, на бумаге разграничивает полномочия между собой и ГД. И потом четко соблюдает эти договоренности. – Дает не только негативную обратную связь. А негативную если и дает, то за закрытыми дверями. – Контролирует директора исключительно открытыми и известными тому методами: через комитет по аудиту при совете директоров, через внутренних аудиторов, работающих по известным процедурам и не выходящих за рамки своих полномочий – Относится к директору с уважением, как к партнеру. – Делает свои решения понятными для директора. Объясняет причины своих решений или суждений – Спрашивает ГД о его внутренней мотивации, работает над ее повышаем в рамках своих возможностей – Время от времени общается с директором в неформальной обстановке, иногда о вещах, не связанных с бизнесом. – В материальной мотивации делает упор на долгосрочные цели, на задачи стратегического развития, а не только на прибыль.

Институт генеральных директоров в России складывается крайне медленно, гораздо медленнее, чем того требуют условия. Причина проста: в России очень высока концентрация собственности (много бизнесов в руках 1-3 акционеров, без акций на бирже) и собственники пока предпочитают сами управлять бизнесом. Но собственники не вечны, рано или поздно им придется передавать бразды правления кому-то другому. И если они хотят передать их настоящим профессионалом, их уже пора начать «выращивать». Но для этого им придется для начала стать профессионалами самим.

Святослав Бирюлин