Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо

О современном бизнес-образовании

Два года назад, почти случайно (как это часто и бывает) мы запустили проект, который тогда назвали «Индивидуальный EMBA». Запустили мы его по запросу одного из клиентов, программу придумывали фактически под него же и наспех. С тех пор наши виртуальные дипломы (а мы не выдаем никаких дипломов и сертификатов, нашим слушателям они не нужны) получили уже несколько человек – за количеством мы не гонимся, нам важно качество. На наш взгляд достаточно, чтобы делать выводы и обобщения. Кроме того, я поучаствовал как приглашенный гость в различных обучающих программах, созданных другими организациями. И хотя я консультант, а не тренер, я считаю себя вправе высказаться на эту тему. Свой опыт я обобщил в этом тексте. 

В целом бизнес-образование в России (в других странах СНГ, где мы поработали, ситуация несколько иная, но в целом похожая) находится в некотором кризисе. Провайдеры жалуются на сложности с продажами, при этом чисто мотивационные, почти лишенные сущностной начинки «мюзиклы» (как их метко назвал кто-то на Facebook), с участием мастистых артистов разговорного жанра вроде Оскара Хартмана или Радислава Гандапаса, собирают целые стадионы, и отнюдь не бесплатно. Конечно, успех «мюзиклов», БМ и прочих эмоциональных, но редко содержательных и полезных программ легко можно было бы списать на желание аудитории «похудеть за 3 дня без усилий». Обернутые в яркую медиа-упаковку, такие мероприятия вызывают кратковременный эмоциональный подъем, за что их и любят. Удивительно, однако, то, что за этой наркотической дозой туда идут не только зеленые стартаперы, неспособные отличить откровенное фуфло от бизнес-истин, но и вполне зрелые предприниматели с опытом. Мы для себя сделали простой вывод – эти программы, при всей их аляповатой мишурности, дают потенциальному слушателю четкое понимание того, что они им дадут. А традиционному бизнес-образованию этого часто не хватает, по крайней мере когда речь идет о программах для бизнесменов, а не наемных работников.

Изначально мы позиционировали нашу полностью индивидуальную программу (а в ней индивидуально все – от списка курсов до расписания) как альтернативу традиционному образованию уровня Executive MBA. Отсюда, собственно, и название. Но постепенно мы стали понимать, что на самом деле истина действительно в индивидуальности образования, но не совсем в том смысле, который мы вкладывали в это слово изначально.

Что не нравится предпринимателям в традиционном бизнес-образовании (даже если группа подобралась более или менее цельная и однородная)?

  1. Слушатель приходит на программу со своими проблемами, но обучение проходит в большой группе людей, у которых свои проблемы.
  2. Даже если теорию вопроса рассказывает опытный и знающий человек, слушателю нужны конкретные инструменты для решения его конкретных задач, а из теоретического материала, каким бы полезным он ни казался во время обучения, их не так просто выудить.

Между тем, полностью индивидуальное образование лишено магии общения с себе подобными, той мотивационной составляющей (за которой, видимо, люди и ходят на «мюзиклы»). Именно поэтому пока, на наш субъективный взгляд, множащееся число онлайн-курсов, бесплатных или дешевых, пока не приводит к росту знаний, хотя все больше курсов и тренингов выкладываются в свободный доступ. Слушателям не хватает личного общения с преподавателем и коллегами.

Не так давно по социальным сетям пролетел красивый вдохновляющий ролик о том, что люди будущего будут учиться всю жизнь, получать не одно, а несколько полноценных образований в течение карьеры. На наш взгляд, для мира бизнеса это вдвойне справедливо, поскольку там все меняется еще быстрее, и идеи XX века для некоторых отраслей уже неприменимы совсем, и людям приходится приобретать новые знания постоянно. В этом ролике прозвучала очень важная фраза о том, что каждый человек должен разработать свою личную стратегию обучения. Это именно то, что мы с недавних пор начали делать в рамках своей программы, это то, с чего мы начинаем – с вопросов о том, чему именно бы хотел научиться слушатель, и зачем.

На наш взгляд, идеальная траектория бизнес-образования для предпринимателя выглядит так:

  1. Поиск ментора – человека, который может помочь выстроить индивидуальную траекторию обучения. Ментор не обязательно должен быть существенно опытнее самого «ученика» ­– это, конечно, должен быть зрелый человек, но он должен, в первую очередь, помогать ученику посмотреть на себя со стороны, отрефлексировать и упорядочить свои потребности. Это крайне сложно сделать самому для себя. Еще лучше будет, если в дополнение к беседам с ментором будущий «ученик» пройдет процедуру профессиональной оценки, которая поможет ему разобраться в своих сильных и слабых сторонах. Такие услуги оказывают многие компании, они есть в любом крупном городе.
  2. Если в результате выработки стратегии выясняется, что слушателю не хватает теоретических знаний, их вполне можно получать в обычной бизнес-школе. Конечно, лучше выбирать хорошую и именитую школу, но не менее важным, на наш взгляд, является возможность начать превращать полученные знания в навыки в составе небольших однородных микрогрупп. Например, владельцы производственных компаний решают свои учебные кейсы в одной группе, владельцы интернет-проектов в другой, и так далее. Этой весной я принял участие в подобных «менторских сессиях» по приглашению известной бизнес-школы, и это был полезный опыт.
  3. Индивидуальная программа по развитию мышления. Оговорюсь – это не означает, что традиционные бизнес-школы не расширяют горизонты, но лучше всего, на наш взгляд, это делают индивидуальные программы, так как они гибче подстраиваются под каждого конкретного слушателя. Это одно из достоинств нашей программы, как нам кажется.
  4. Отработка практических вопросов на собственной компании, в рамках индивидуального обучения. Это не диплом, который слушатели бизнес-школ пишут на примерах своих компаний, так как дипломная работа чаще всего так и остается на бумаге. Это реальная практическая работа вместе с преподавателем по отработке конкретных задач и проблем конкретного бизнеса, принадлежащего слушателю.
  5. Получение точечных знаний и навыков при помощи коротких, но максимально практических онлайн-тренингов, которых сейчас очень много, на любых языках.

На наш взгляд, только такой полноценный цикл может снабдить предпринимателя всем необходимым для успеха. Все составляющие успеха важны. Мы можем взять на себя функции №1, 3 и 4, но индивидуальные программы, как уже говорилось выше, не отменяют традиционного способа получения знаний.

Будущее, на наш взгляд, не за индивидуальным бизнес-образованием, а за индивидуальными программами обучения, которые содержат самые различные форматы обучения, продиктованные потребностью данного конкретного слушателя, от общих занятий в школах MBA до индивидуальных консультаций.

Мы модифицировали свою программу исходя из этого, и у нас уже есть слушатель, который с нами уже почти два года. Мы работаем и с ним, и с его компанией (в плане применения на практике услышанного в теории), он прослушал и наш курс, и еще несколько дополнительных. Думаем, что со временем таких будет больше, хотя, повторюсь, мы за количеством не гонимся.

Информацию о нашей программе вы легко найдете тут . Но если вы предпочитаете иные формы обучения, или хотите сами выстроить свою образовательную траекторию, мы советуем вам начинать со стратегии, разработку которой лучше делать вместе с опытным человеком, который поможет вам посмотреть со стороны. И будьте готовы к тому, что ваша траектория будет сложной и долгой, и что она будет состоять из самых разных элементов – от посещения конференций до индивидуальных занятий. И даже посещения «мюзиклов» – если вам критически не хватает внутренней мотивации.













Святослав Бирюлин

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:


facebook Twitter Viber LinkedIn_icon  

А чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на рассылку наших статей