Москва, Раушская наб.,д. 4/5, стр 1
написать письмо

Креативность vs эффективность

Успешный бизнес невозможен без креативности. Производители товаров и услуг предлагают современному потребителю больше, чем он в состоянии не только потребить, но и хоть сколько-нибудь внимательно изучить. Мало, наверное, осталось в мире рыночных ниш, где потребитель чаще сталкивается с проблемой поиска решения, чем с проблемой мучительного выбора из тысячи вариантов таких решений. Чтобы достучаться до потребителя, нужно быть креативным. Но чтобы не просто обратить на себя внимание потребителя, но и удержать его, превратив в долгосрочное сотрудничества, одного креатива мало. Правда, пока мало кто из предпринимателей на рынке бывшего СССР это осознает.

Большинство из предпринимателей, с которыми мне доводилось работать, отличались смелостью в принятии решений и креативностью. Под креативностью я в данном случае понимаю не только и не столько способность придумать уникальный продукт, сколько, шире, способность видеть нестандартные решения сложных задач разного рода. Как без рекламного бюджета раскрутить новый продукт. Как создать дешёвый аналог западного продукта, не имея толком станков и инженеров, и так далее. А еще они, как правило, быстро принимают решения. Мы работаем в Европе, и для нас это мука – бизнес-решения, коммерческие предложения и даже простые вопросы там могут рассматриваться неделями, при этом любая попытка поторопить контрагента либо игнорируется, либо вызывает раздражение. Среди предпринимателей на просторах бывшего СССР тоже встречаются тугодумы, но таких все-таки меньше. Большинство решают быстро.

Но креативность и легкость мышления – качества, во многом противоположные терпению, системности, усидчивости, основательности, необходимым для будущего воплощения всех стремительно принятых креативных решений. А в бизнесе без этого никак. Все помнят, как Стив Джобс эффектно представлял новые устройства, но мало кто задумывается о том, какая это дьявольски сложная задача – обеспечить, чтобы новый iPhone лёг на все полки мира именно, скажем, 27 октября. Это колоссальный по сложности проект – нужно написать софт в США, соединить его с «хардом», собранным в Китае, так, чтобы ничего не «глючило», обеспечить логистику, рекламу, скоординировать действия тысяч людей по всему земному шару. Стив Джобс не занимался этим, но у Стива Джобса всегда был Тим Кук, куда менее яркий, но куда более эффективный.

Бизнес – это креативные идеи, воплощаемые эффективной командой. В бывшем СССР с креативом всегда было все в порядке. А вот с эффективными командами всегда было туго, и сейчас особо сильно лучше тоже не стало. В том числе потому, что мало кто занимается этим системно.

Советские методики организации труда на предприятиях кто-то называет эффективными. Но если они и были такими, то лишь на бумаге. Я хорошо помню всеобщую предперестроечную апатию, неверие, расхлябанность. На заводах, куда нас, школьников, порой отправляли на практику, царил хаос и безвластие. Даже мы, дети, нутром чувствовали густой запах бардака и пофигизма, разлитый в воздухе. Возможно, где-нибудь, на военных заводах, и была дисциплина, но если и так, то это были исключения.

Когда СССР рассыпался, первые предприниматели начали набирать сотрудников. И это были либо те самые сотрудники, в недавнем прошлом совслужащие, либо, позже, их дети. Они не прошли школу высокоорганизованного, эффективного труда, им не у кого было учиться менеджменту, то есть организационным навыкам. Но в первое время об этом особо никто и не задумывался, так как необходимости в этом не было. На бурно растущих рынках и кое-как организованные компании показывали фантастические результаты.

Когда темп роста замедлился, и тем более когда началось падение, многие организации задумались об обучении. Но обучение это носило профессиональный характер. Бухгалтер шёл на курсы МСФО, финансист – управленческого учета, логист – эффективного управления цепочками поставок. Это действительно было необходимо, но этого явно было недостаточно. Я не раз видел, как группа умных, ответственных профессионалов (каждый в своём деле) беспомощно проваливала простенькие проекты, поскольку они не умели договариваться между собой и организовывать подчиненных. Потому что быть классным маркетологом, продажником, логистом или финансистом – вовсе не то же самое, что быть эффективным директором по маркетингу, по продажам, по персоналу или по логистике.

Чем выше человек карабкается по служебной лестнице, тем меньшую роль в достижении им поставленных результатов играют его профессиональные данные, и тем большую – менеджерские. Чем больше под ним становится подчиненных, тем меньше его личное участие в работе. Чем больше он менеджер и меньше специалист, тем больше ему нужно овладевать двумя технологиями – навыками правильного понимания, интерпретации поведения подчиненных и оказания влияния на них (то есть психологии – именно психологии, а не модного «лидерства» с нашей точки зрения) и управления организацией. Под управлением организацией мы понимаем набор конкретных техник, методик и приемов управления, позволяющих руководителю решать следующие задачи:

  1. Понимать и принимать задачи организации в целом – от стратегических целей до операционных задач;
  2. Вычленять и конкретизировать свои собственные задачи и задачи, в решении которых он или вверенное ему подразделение будет принимать активное участие;
  3. Создать собственный план действий;
  4. Декомпозировать задачи на более мелкие (с участием подчиненных), обеспечить декомпозицию задач «вниз», внутри своего подразделения, до «атомарных» задач, обеспечить их связность, нужную последовательность, цельность. Проще говоря, обеспечить наличие плана мероприятий, способного, будучи выполненным, позволить организации достигнуть генеральных целей;
  5. Обеспечить задачи ресурсами, причем не только денежными. Именно на руководителе лежит ответственность за то, чтобы в его подразделении работали люди, способные решать поставленные задачи – обладающие соответствующими компетенциями и опытом. И если их недостаточно, это его задача – восполнить недостаток с рынка или организовать обучение.
  6. Обеспечить микроклимат в коллективе, способствующий решению поставленных задач. Это не обязательно должно быть благорастворение воздухов – это может быть и жесткая дисциплина. Главное, чтобы задачи решались, но и лучшие кадры не разбегались.

При этом руководитель не вправе ссылаться на подчиненных – мол, они недостаточно сообразительны и профессиональны для решения подобных задач. Как метко заметил один мой постоянный читатель, а заодно и очень строгий, но последовательный критик на Facebook, нельзя обвинять иглу, что швейная машинка плохо шьет. Каков поп, таков и приход. Руководитель должен обеспечить решение поставленных задач четко и в срок. Он вправе требовать ресурсов для этого, но за то, кто в его подразделении и как будет решать эти задачи, отвечает он и только он. Помните эпизод из книги Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», в котором на железных дорогах США начинается бардак, и руководство на каждом уровне решает эту проблему следующим образом – звонит подчиненному и кричит со всей мочи в трубку: «Немедленно устранить!!!». Министр звонит замминистру, тот – начальнику управления и т.д., до последнего стрелочника. Но при этом никто, ни внизу, ни вверху не знает, что именно надо делать.

Мы наблюдаем такую «систему постановки задач» во многих российских компаниях. Начальник, окрыленный новой идеей (или нахлобученный ею сверху) ретранслирует задачу вниз, подчиненным, в лучшем случае подбадривая их «мотивацией», и считает, что его дело сделано. Чтобы потом искренне возмущаться завалу в работу, со словами «ну неужели я должен вникать в такие мелочи!». Иногда начальника сносит в крайности – он либо пытается делать все сам, либо отправляет в отдел персонала заявку за заявкой, на замену сотрудников, веря, что это что-то изменит.

Мы наблюдаем это часто при разработке стратегий вместе со своими клиентами (а мы всегда делаем это вместе с ними, а не вместо них). Мы не верим в стратегию-мечту, в стратегию-видение, мы верим в стратегию-план. Топ-менеджеры, еще вчера такие креативные и активные (во время обсуждения новых идей и возможностей), тонут и вязнут, когда дело доходит до такой смешной и простой для профессионала задачи – декомпозировать собственные идеи до планов и бюджетов. Казалось бы – это азбука менеджмента, разложить большую задачу на простые составляющие, распределить ответственность, обеспечить понимание задачи подчиненными, обеспечить ресурсы и составить календарный план-график. Но неожиданно умные, ответственные дяди и тети с большими окладами на этом этапе сдуваются и начинают саботировать работу над стратегией, под благовидным предлогом «обилия текучки».

Мы используем для декомпозиции как достаточно распространенные (дерево целей, стратегические карты, простые матрицы целей и простые планы в MS Project) методы, так и несколько более сложные, такие, как матрица хосин-канри, CEDAC и т.д. Но и их мы часто слегка упрощаем, чтобы ни у кого не возникло сложностей с использованием. Однако, к сожалению, даже более простые методы неожиданно вызывают огромные сложности.

На ПМЭФ Герман Греф сказал, что Россия генерирует 3% мировых инноваций, тогда как США и Китай – 50% и 30% соответственно. Если бы речь шла об эффективности, эту цифру не было бы смысла и называть. Эффективные организации непрерывно обучают своих сотрудников, причем не только основам профессии, но и эффективному руководству. Огромному количеству российских компаний сейчас это нужно как воздух. Искать секрет успеха нужно не в креативности, или, по крайней мере не только в ней. Можно восхищаться Маском или создателями UBER, и пытаться им подражать. Но не стоит также и забывать о том, что любая действительно креативная идея будет скопирована быстрее, чем вы толком успеете на ней заработать, а вот наличие мощной, хорошо организованной, четко работающей организацией, добивающейся поставленных целей – это конкурентное преимущество, относящееся к числу трудно копируемых, по крайней мере на просторах бывшего СССР.

Хотите получать статьи сразу после выхода и не искать их на Facebook? Подписывайтесь на почтовую рассылку. Мы не шлем спам!













Святослав Бирюлин

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ!!!

Читайте нас каждый день – мы публикуем много интересных статей, своих и не только:


facebook Twitter Viber LinkedIn_icon  

А чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на рассылку наших статей